На протяжении пяти лет, в Высокогорском районе Республики Татарстан в с.Тимофеевка, с.Усады, д.Чубарово и пос.Ильино, не решается проблема подачи питьевой воды населению.
Основной причиной является то, что добываемая вода является технической и не пригодна к использованию для питьевых целей.
В соответствии с ч.1,3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено, что к вопросам местного значения муниципальных районов относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Более того, ранее, решением Высокогорского районного суда РТ по делу 2-1879/2015 от 09.11.2015, был удовлетворен иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан в Арском, Высокогорском районах к исполнительному комитету Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан об обязании исполнительного комитета Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан определить гарантирующую организацию, которая будет осуществлять эксплуатацию, обслуживание артезианских скважин и водопроводных сетей, провести мероприятия по обеспечению населения питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН.
Решение суда от 2015 года не исполняется в течение пяти лет.
Кроме того, требование закона о финансировании передаваемых полномочий, исполкомом Высокогорского района не выполнены.
По предварительной оценке специалистов для организации подачи питьевой воды требуется геологические исследования, закупка оборудования, бурение скважин и монтаж оборудования по очистке воды общей стоимостью более 100 млн.рублей.
В 2020 году Прокуратурой Высокогорского района рассмотрено коллективное обращение жителей д.Чубарово, в том числе, Бабичевой О.А., относительно предоставления холодной воды ненадлежащего качества и привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст.7.23 КоАП РФ. По результатам проведенной проверки прокуратурой Высокогорского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица АО «Высокогорские коммунальные сети» за нарушение требований законодательства при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов на территории д.Чубарово Высокогорского района Республики Татарстан.
Указанное постановление направлено в ГЖИ РТ.
Изучив в совокупности материалы административного дела №ВГ-10957 от 09.01.2020, заместитель начальника ГЖИ РТ прекратил производство, так как пришел к следующим выводам.
Коммунальная услуга холодного водоснабжения населению Усадского сельского поселения Высокогорского района (с.Тимофеевка, с.Усады, д.Чубарово и пос.Ильино) оказывается АО «Высокогорские коммунальные сети». Объекты водоснабжения, находящиеся на балансе указанного сельского поселения, на основании заключенного договора переданы АО «Высокогоские коммунальные сети» для эксплуатации с целью оказания услуг по добыче и транспортировке воды. Плата за водоотведение взыскивается с населения д.Чубарово по установленному тарифу на техническую воду. Подаваемая «Высокогорские коммунальные сети» в домовладения населению д.Чубарово по централизованным сетям холодного водоснабжения вода является технической.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения коммунальными услугами.
Под нормативным уровнем и режимом обеспечения коммунальной услугой понимается следующее.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее-Правила №354) «норматив потребления коммунальной услуги» - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами;
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 Правил №354.
Подпунктом «г» пункта 3 Правил №354 установлено, что предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 2 Приложения 1 к Правилам №354 установлено, постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01)
Техническая вода - это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
Питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Согласно п.3.1, 3.2 СанПин 2.1.4. 1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно КоАП РФ ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, выразившиеся в нарушении санитарно - эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена ст.6.5 КоАП РФ.
Из указанных правовых норм следует, что законом установлены требования как по обеспечению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, что обеспечивается административной ответственностью по ст. 7.23 КоАП РФ, так и за нарушение санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, административная ответственность за нарушение которых предусмотрена ст.6.5 КоАП РФ.
Учитывая, что АО «Высокогорские коммунальные сети» жителям поставляется техническая вода, то есть качество воды не соответствует требованиям, установленным СанПин 2.1.4. 1074-01, следовательно, действия должностного лица, выразившиеся в нарушении санитарно - эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, должны быть квалифицированы по ст.6.5 КоАП РФ, которая является в данном случае специальной по отношению к ст.7.23 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Составы административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.5 КоАП РФ и ст.7.23 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства, в связи с чем, переквалификация действий должностного лица невозможна.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Прокуратурой Высокогорского района внесен необоснованный протест на постановление по делу об административном правонарушении №ВГ-10957 от 09.01.2020.
Решением Высокогорского районного суда РТ от 02.03.2020, протест прокурора Высокогорского района Республики Татарстан удовлетворен; постановление №ВГ-10957 от 09.01.2020 отменено, дело об административном правонарушении, в отношении должностного лица – заместителя генерального директора АО «Высокогорские коммунальные сети» Гильмутдинова Р. Ф. возвращено на новое рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан.
Указанное решение обжаловано заместителем начальника ГЖИ РТ И.И. Шайдуллиным в Верховный суд Республики Татарстан, который своим решением от 15.04.2020 жалобу удовлетворил, решение судьи Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 02.03.2020 в отношении Гильмутдинова Р.Ф. отменил, возвратил дело на новое рассмотрение в Высокогорский районный суд в связи с допущенными существенными нарушениями процессуальных требований, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Привлечение к административной ответственности должностного лица – заместителя генерального директора акционерного общества «Высокогорские коммунальные сети» заведомо невиновного, в обеспечении питьевой воды в селах Тимофеевка, Усады, деревне Чубарово и поселке Ильино Высокогорском районе Республики Татарстан, нарушает как административное законодательство, так и законодательство о защите прав предпринимателей.
В ходе изучения материалов административного производства и рассмотрения дела установлено, что прокуратурой Высокогорского района меры в отношении органов местного самоуправления более пяти лет не исполняющих решения суда не принимаются, незаконное решение о передаче полномочий без финансирования не опротестовано, проверка бездействия службы судебных приставов по неисполнению решения Высокогорского суда РТ от 09.11.2015 по делу №2-1879/2015 не проводится, меры уголовно-правовой ответственности за неисполнение судебного решения (ст.315 УК РФ) не принимаются, информация в органы власти Республики Татарстан для оказания помощи не направляется.
Верховным судом Российской Федерации была рассмотрена жалоба на решения судов, по результатам которой заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан И.И. Шайдуллиным было вновь рассмотрено дело об административном правонарушении возбужденное в отношении должностного лица должностного лица – и.о. заместителя генерального директора АО «Высокогорские коммунальные сети» Гильмутдинова Рамиля Фаиловича,
Поскольку, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст.7.23 КоАП РФ истек, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Республики Шайдуллин Ирек Имамович в отношении и.о. заместителя генерального директора АО «Высокогорские коммунальные сети» Гильмутдинова Р.Ф., прекратил производство по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.