В государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан неоднократно поступают обращения жителей сельских поселений Республики Татарстан относительно обоснованности начислении платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО». В обоснование своих жалоб граждане указывают на то, что фактически вывоз мусора не осуществляется, либо граждане этой услугой не пользуются фактически (отходы сжигают, закапывают и т.п.).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Услуга по обращению с ТКО включена в состав коммунальных услуг с 01.01.2016. Однако, предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, как коммунальной услуги, в связи с определением для Республики Татарстан регионального оператора, осуществляется только с 01.01.2019. До этого собственникам предоставлялась услуга по вывозу твердых бытовых отходов.
Согласно части 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Положениями части 5 статьи 30 ЖК РФ предусмотрена обязанность собственника жилого дома обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, собственником жилого дома в обязательном порядке должен быть заключен договор на обращение с ТКО с региональным оператором.
Согласно пунктам 6, 148(1), 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 указанных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг, совершение конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354 (пункт 148(2) Правил № 354).
Таким образом, договор на обращение с ТКО между собственником жилого дома и региональным оператором считается заключенным без соблюдения письменной формы на условиях, установленных Правилами № 354 с момента фактического предоставления такой услуги.
Предложение о заключении договора на обращение с ТКО было размещено 24.12.2018 на сайте регионального оператора: http://clcity.ru/uk_pgkh, а также информация о заключении договора доведена потребителям путем публикации в средствах массовой информации – газета «Республика Татарстан» от 28.12.2018 №191 (28573).
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителем следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к компетенции органа местного самоуправления.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается, в соответствии с Правилами № 354, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (пункт 148(34) Правил № 354) и исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом от 29.12.2016 № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 56(2) Правил № 354).
Информировать исполнителя коммунальной услуги (регионального ператора) в занимаемом ими жилом помещении, в том числе увеличении или уменьшении их числа, в силу Правил № 354, является обязанностью потребителя.
Таким образом, если фактическое количество проживающих в жилом помещении граждан отличается от количества граждан исходя из которого начисляется плата за ТКО в платежном документе, потребителю необходимо обратиться к региональному оператору с приложением соответствующих документов.
Исходя из вышеизложенного начисление платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» при отсутствии договора, заключенного в письменной форме правомерно с момента фактического предоставления такой услуги.
Для сведения сообщаем, что согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, окружающей среды и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В силу имеющихся правовых норм под условиями и способами обращения с отходами подразумевается деятельность специализированных организаций по их сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.
Таким образом, действующие правовые нормы, регламентирующие действия по обращению с отходами потребления, в том числе ТКО, требуют определенных условий и способов обращения, позволяющих не наносить вред здоровью человека и окружающей среде, и не предполагают самостоятельной утилизации потребителями отходов ТКО (складирование, сжигание, закапывание в землю и др.). То есть потребителем в обязательном порядке должен быть заключен договор с региональным оператором.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно пункту 148(44) Правил № 354, в порядке, предусмотренном пунктами 86-97 указанных Правил.
При отсутствии зарегистрированных граждан перерасчет за период временного отсутствия не предусмотрен. В таком случае расчет осуществляется исходя из количества собственников.