Об установлении порядка и сроков перехода к государственному регулированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с использованием механизма лицензирования.

14 января 2015 г., среда

Об установлении  порядка и сроков  перехода к  государственному  регулированию  предпринимательской  деятельности  по управлению  многоквартирными  домами с использованием  механизма  лицензирования.

        Федеральным законом  от 21 июля 2014г. №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений  законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон) установлен порядок и сроки перехода  к государственному регулированию предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами  с использованием механизма лицензирования.

       В соответствии с  требованиями Закона до 1 мая 2015 года управляющие компании должны получить лицензию на управление  многоквартирными домами.

       После указанной даты осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами  без лицензии  запрещается.

       Получение лицензии  не потребуется для товариществ  собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.

       Выдавать лицензию будут  органы  государственного  жилищного  надзора  на основании  решения  лицензионной  комиссии  субъекта  Российской Федерации.  Лицензия  предоставляется без ограничения срока ее действия и действует  только на территории  того субъекта  Российской Федерации, в котором  она выдана.

В качестве лицензионных требований к соискателю лицензии установлены:

1.     Регистрация  лицензиата, соискателя лицензии в качестве  юридического лица  или индивидуального предпринимателя  на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными  домами не допускаются;

2.     Наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3.     Отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии  неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4.     Отсутствие информации о должностном лице в реестре дисквалифицированных лиц;

5.     Отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату соискателя лицензии;

6.     Соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.        

        Прежде чем получить лицензию каждому руководителю  УК  необходимо сдать квалификационный экзамен.

         Экзаменационные вопросы квалификационного экзамена утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Общий перечень экзаменационных вопросов квалификационного экзамена включает 200 вопросов с многовариантными ответами и одним однозначно определяемым правильным ответом.

Квалификационный экзамен проводится в форме компьютерного тестирования. При проведении компьютерного тестирования  претендент получает индивидуальный набор тестов, сформированный из перечня вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, автоматически в режиме реального времени путем произвольной выборки. Индивидуальный набор тестов состоит из 100 вопросов. Общее время для ответов на все вопросы тестов составляет 120 минут с момента получения индивидуального набора тестов. Если  правильных ответов  будет 86 и более – экзамен  сдан. После  сдачи экзамена  лицензионная комиссия направляет  протокол с результатами в орган государственного жилищного надзора, который впоследствии  и  выдает  квалификационный  аттестат. Действовать он будет в течение пяти лет.

Сведения о выданных лицензиях будут включаться в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации и сводный федеральный реестр лицензий.

Законодателем ужесточена ответственность за нарушения в сфере управления многоквартирными домами:

 

 

 

 

- введена ответственность за управление многоквартирными домами без лицензии на должностных лиц от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей, на предпринимателей и юридических лиц от 150 тысяч рублей до 250 тысяч рублей;

- если за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений был предусмотрен штраф на должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей, на юридических лиц от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей, то за нарушение лицензионных требований по содержанию и ремонту жилых помещений предусмотрен штраф на должностных лиц от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от 250 тысяч рублей до 300 тысяч рублей;

- если за невыполнение законного предписания органа государственного жилищного надзора предусмотрен штраф на должностных лиц от 1 тысячи рублей до 2 тысяч рублей, на юридических лиц от 10 тысяч рублей до 20 тысяч рублей, то за те же нарушения предусмотрен штраф на должностных лиц от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей, на юридических лиц от 200 тысяч рублей до 300 тысяч рублей.

Кроме административных штрафов за перечисленные нарушения предусмотрено наказание должностных лиц в виде дисквалификации на 3 года.

Кроме того, введен механизм отстранения УК от управления многоквартирными домами.

Если в течение календарного года управляющей компании или ее должностному лицу судом два и более раза будет назначено административное наказание за неисполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома, то сведения о таком доме исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации и управляющая организация перестает управлять им.

В случае, если общая площадь помещений, исключенных из реестра многоквартирных домов,  достигнет 15 и более процентов от общей площади помещений в домах, которыми компания управляла в течение календарного года, орган государственного жилищного надзора сможет обратиться в суд с  требованием аннулирования лицензии. Заявление в суд об аннулировании лицензии подается на основании решения лицензионной комиссии.

 Внедрение механизма лицензирования должно способствовать усилению защиты прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а также смене организаций, неэффективно работающих в сфере управления жилищным фондом.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования